Характеристика возрастных особенностей физического развития 09.12.2020

Физическое развитие

Ранний возраст (от 1 до 3 лет)

Характеристика возрастных особенностей

Темпы роста и физического развития ребенка раннего возраста снижаются. Постепенно увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность, увеличивается период активного бодрствования (до 4-4,5ч).

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции, организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды.

Двигательная активность на втором и третьем году жизни основывается преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе - попытки бега, лазанье, прыжки с места.

Двигательная активность этого возраста характеризуется следующими особенностями: обогащением содержания и увеличением количественных показателей основных локомоций, наличием ярко выраженных индивидуальных различий в объеме движений (от 5 до 12 тыс. в день), продолжительности (от68до 136 мин.), интенсивности (от 29 до 84 движений в мин.), тенденций к повышению в весеннее -летний период и снижению зимой и осенью.

Детям этого возраста свойственна частая смена движений и поз – от 550 до 1000 раз в день, благодаря чему поочередно напрягаются и отдыхают различные группы мышц. В этом возрасте не отмечается существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.

Развитие движений происходит поэтапно

От 2 лет 6 месяцев до 3 лет –подтягивание руками при скольжении на животе по гимнастической скамейке. Лазание по вертикальной лесенке, гимнастической стенке удобным ребенку способом. Бег в заданном направлении. Перепрыгивание через линии, веревку, положенную на пол. Прыжки в длину с места на двух ногах. Спрыгивание с предметов высотой не более 10-15 см.

К 3 годам ребенок вместе со взрослым начинает качаться на качелях, скатываться с горки на санках, пробует ходьбу на лыжах, учится кататься на трехколесном велосипеде. С помощью взрослого осваивает некоторые движения в водной среде, учится скользить по воде, двигать руками ногами.

Физическое развитие

Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

Характеристика возрастных возможностей

Продолжается рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции, улучшаются обменные и терморегуляционные процессы, снижается частота сердечных сокращений и число дыханий в минуту. Активно формируются кости черепа, запястья, кистей рук, таза, изгибы позвоночника, своды стоп. В связи с незавершенностью формирования костно – мышечной системы при неблагоприятных условиях ( длительное пребывание в неудобных позах, сильные мышечные напряжения) создаются предпосылки для возникновения нарушений естественного хода развития – дефекты осанки, плоскостопие, деформация суставов.

В младшем дошкольном возрасте двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. В среднем за время пребывания в дошкольном учреждении объем двигательной активности составляет в этот возрастной период 10-14 тыс. условных шагов, продолжительность – 240 – 250 мин.(более 4часов), интенсивность – до 40 -55 движений в мин.

Дети хорошо различают виды движений, представляют себе их смысл, назначение, могут обсуждать результаты своих действий. Для детей характерно недостаточно четкое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.

К этому возрастному периоду дети достаточно хорошо овладевают навыками ходьбы. Однако у многих из них еще отсутствуют непринужденное положение корпуса и головы, согласованные движения ног и рук.

Структура бега оформляется к четырем годам.

Дети уже владеют прыжками разных видов, умеют отталкиваться от опоры, помогая себе взмахами рук. Дальность прыжка ограничена слабостью мышц, связок, суставов ног.

При метании предметов еще недостаточно проявляется слитность замаха и броска.

Дети постепенно осваивают езду на трех- и двух колесных велосипедах, подготовительные к плаванию движения в водной среде и само плавание, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьбу и спуск с небольших горок на лыжах, качание на качелях, катание на коньках, роликах.

Возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, быть ведущим.

Физическое развитие

Старший дошкольный возраст (5 -7 лет)

Характеристика возрастных возможностей

В старшем дошкольном возрасте дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Завершается процесс формирования грудной клетки и окостенения, устанавливается грудной тип дыхания. Изменяется соотношение размеров головы и туловища, они приближаются к соотношению этих показателей у взрослых. Формируется осанка – к семи годам у детей четко выражены изгибы в шейном и грудном отделах позвоночника.

Высокая потребность в движениях у детей 6-7 лет сохраняется. Двигательная активность становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям.

Средние показатели двигательной активности детей 5 -7 лет за время пребывания в дошкольном учреждении составляют 13- 17,5 тыс. движений, продолжительность достигает 4,5 час.

Движения старших дошкольников становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности. Они могут заставить себя преодолевать определенные трудности при выполнении сложных двигательных заданий.

Движения приобретают слаженность, уверенность, стремительность, легкость.

Дети быстро и без особых трудностей овладевают новыми, все более сложными по координации движениями, лучше ориентируются в окружающей обстановке, сохраняют устойчивые положения тела в трудных условиях двигательной деятельности.

Организм дошкольников лучше подготовлен к проявлению скорости и гибкости по сравнению с силой и выносливостью. Гибкость к семи годам увеличивается. Высокая подвижность суставов обусловлена эластичностью мышц, сухожилий, связок.

Несмотря на то, что старшие дошкольники сильнее младших, их силовые возможности еще весьма ограниченны. Отмечается значительный прирост физической работоспособности и выносливости. Дети способны к достаточно продолжительной двигательной деятельности разной интенсивности.

К 7 годам у мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели. Со взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.